Новости:

Закон № 2861-VI "О внесении изменений в Закон Украины "О предупреждении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита
Как Закон "О защите персональных данных" повлияет на бизнес? Действительно ли он не касается СМИ?
Новый Закон "О судоустройстве и статусе судей", принятый летом прошлого года, предусматривает проведение глубокой реформы судебной системы.

Использование объяснений при разбирательстве дел в военных судах

Использование объяснений при разбирательстве дел в военных судахВоенные суды в РФ, в отличие от ряда зарубежных стран (например США)*(1), входят в систему судов общей юрисдикции. Соответственно, одним из видов доказательств в военных судах (ст.ст. 55, 67, 68 ГПК) также являются объяснения сторон и третьих лиц (далее - объяснения)*(2). Особое значение они приобретают в связи с тем, что в рассматриваемых военными судами спорах по ч. 1 ст. 7 ФКЗ одной из сторон выступает орган военного управления или должностное лицо. В связи с этим объяснения исключительно важны для соблюдения подлинных состязательности и равноправия сторон.

Рассмотрим интересный и пока не опубликованный пример из практики военных судов, и, не затрагивая материально-правовые аспекты, проследим - как именно объяснения влияли на ход его рассмотрения. Разбирательство в Московском гарнизонном военном суде (далее - МГВС) было инициировано по заявлению полковника Л., который оспаривал действия должностных лиц Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС). Спорный вопрос касался действий МЧС, связанных с увольнением Л. с военной службы в отставку, исключением его из списков личного состава МЧС без обеспечения жилым помещением. Л. просил признать данные действия неправомерными, обязать восстановить его на военной службе, обеспечить вместе с сыном жилым помещением по установленным нормам.

Как следует из материалов дела, большое влияние на решение суда оказали объяснения участвующих в деле сторон - как утверждения, так и признание. Так, Л. пояснял, что имеет общую продолжительность военной службы более 30 лет, уволен в отставку по состоянию здоровья, согласия на увольнение без обеспечения жильем не давал; просил восстановить его на военной службе до предоставления жилого помещения в установленном порядке и уточнил, что требует предоставления жилья на всех членов своей семьи. Представитель Министра МЧС, кроме всего прочего, признал факт того, что увольнение заявителя в отставку без обеспечения жильем противоречит нормам действующего законодательства. Из копии списка сотрудников центрального аппарата МЧС, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих увольнению с военной службы, усматривалось, что Л. зарегистрирован в указанном списке под N 6. При этом ответчик пояснил, что не оспаривает факт признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий, не имеет доказательств согласия Л. на увольнение в отставку без обеспечения жильем.

По итогам разбирательства дела суд вынес решение об удовлетворении заявления Л., поскольку его требования были полностью основаны на положениях действующего законодательства (абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). МГВС признал оспариваемые Л. приказы незаконными и недействующими с момента издания, а также обязал Министра МЧС восстановить Л. на военной службе, в списках личного состава центрального аппарата МЧС, обеспечить положенными видами довольствия за период необоснованного увольнения, обеспечить заявителя и членов его семьи жильем в установленном порядке, после чего решить вопрос об увольнении Л. с военной службы в отставку (см. подробнее: Решение МГВС от 24.04.2003 г. N 715).

1  2  3  

Другие статьи по теме:

- Международная почта
- Государственные нотариальные конторы
- Источники права (Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда (деликтные обязательства))
- Суд как орган судебной власти
- Организация судебной власти