Судебная власть Новости:
|
Система законодательства в федеративном государствеЕдинственным критерием для отнесения принятых на различном уровне актов к законодательству в этих случаях является их нормативный характер. Закон, тем самым, теряет свою особую значимость. Неслучайно на практике появилась попытка разграничить понятие «законодательный акт» и «акт законодательства». Как замечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский: « Без указания в каких-либо источниках молчаливо признавалось, если закон предусмотрел принятие «законодательного акта», то это означало решение вопроса непременно в законе или приравненном к нему акте. Под «актами законодательства» подразумевались подзаконные акты - от указов Президента РФ до актов местных органов власти Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: рекомендации. М.: Статут, 1998. стр. 26-27.. Некоторые ученые, под законодательством иногда понимают также деятельность органа законодательной власти по принятию законов, замещая тем самым понятие «законотворчество», однако такая позиция не прижилась в современной правовой науке. Законодательство, в этом смысле - основная, наиболее важная форма правотворческой деятельности, олицетворяющая суверенитет народа Российская юридическая энциклопедия. М.: Юристь; стр. 340.. Таким образом, исследование содержания самого термина «законодательство» свидетельствует о большом количестве теоретических вопросов, решение которых необходимо для совершенствования законодательства. Под системой законодательства понимается единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства Российская юридическая энциклопедия: энциклопедия. М.: Просвет - стр. 889.. Целостность системы законодательства проявляется также в его обширных внутренних связях. С.В. Поленина, пишет: «В философской науке различают системы органического и суммативного вида. Свойства последних представляют собой простую сумму свойств образующих систему элементов. Что касается органичных систем, то для признания их системного характера недостаточно наличия у них любого множества элементов, выполняющих определённые функции. Необходимо, чтобы они представляли собой целостные образования, обладающие элементами и структурой, которые способны изменять свою внутреннюю организацию под влиянием внешней среды Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II - М.: Юрид. лит., 2004 стр. 224.«. При этом, по мнению С.В. Полениной, право, как и законодательство, относится к типу органичных систем. С.С. Алексеев в отличие от С.В. Полениной не считает законодательство органичной системой. Несмотря на установленную целостность и единство в законодательной системе, составляющие её нормативные акты выполняют специфические функции, регулируют различные стороны общественной жизни. Поэтому система законодательства характеризуется внутренней расчлененностью, дифференцированностью. Составляющие её нормативные акты вступают в большое количество различных связей и отношений, а потому образуют в рамках законодательства как системы целый ряд структур. Законы и подзаконные нормативные акты представляют собой в совокупности структурно сложную динамическую систему, взаимосвязанные звенья, которой сами представляют собой самостоятельные, причем тоже сложные системы. 1 2 Другие статьи по теме: - 6 ноября 2004 Президент Украины внес изменения в Положение о Главном управлении государственной службы Украины- Государственная кадровая политика - Конституционно-правовое законодательство о суде - Виды представительства - Тенденции развития системы права и системы законодательства |